@ARTICLE{26543118_679801244_2022, author = {Е. В. Бушина and А. М. Каримова}, keywords = {, школьный буллинг, школьная травля, адаптация, аккультурация, русские школьникишкольники из этнических меньшинств}, title = {Взаимосвязь аккультурации и буллинга в российских школах}, journal = {Вопросы образования}, year = {2022}, number = {2}, pages = {33-59}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2022--2/679801244.html}, publisher = {}, abstract = {Бушина Екатерина Валерьевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: evbushina@hse.ru (контактное лицо для переписки)  Каримова Азхария Мухамадовна — стажер-исследователь Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: amuminova@hse.ru  Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.  Дети из этнических меньшинств в российских школах сталкиваются с рядом проблем в адаптации, включая буллинг. Проведено исследование с целью оценить взаимосвязь стратегий аккультурации школьников из этнических меньшинств и аккультурационных ожиданий российских школьников с их ролями в ситуации школьного буллинга. В социально-психологическом опросе приняли участие 429 школьников: 200 русских в возрасте от 14 до 18 лет (M возраст = 16,18, SD возраст = 1,43) и 229 представителей этнических меньшинств в возрасте от 13 до 18 лет (M возраст = 15,67, SD возраст = 1,65). Использованы шкалы из MIRIPS и Revised Olweus Bully Victim Questionnaire (русская версия). Между русскими школьниками и представителями этнических меньшинств обнаружены значимые различия в уровне виктимизации. Выявлена положительная взаимосвязь аккультурационных ожиданий сегрегации с виктимизацией (β=0,24, p-value <0,01) и агрессией (β=0,18, p-value <0,01) у русских школьников. У представителей этнических меньшинств аккультурационная стратегия сепарации положительно взаимосвязана с виктимизацией (β=0,40, p-value <0,01), стратегия ассимиляции положительно (β=0,07, p-value <0,01), а стратегия интеграции отрицательно (β=-0,05, p-value <0,05) взаимосвязаны с агрессией. Полученные данные обсуждаются с точки зрения социокультурного подхода к исследованию буллинга.}, annote = {Бушина Екатерина Валерьевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: evbushina@hse.ru (контактное лицо для переписки)  Каримова Азхария Мухамадовна — стажер-исследователь Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: amuminova@hse.ru  Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.  Дети из этнических меньшинств в российских школах сталкиваются с рядом проблем в адаптации, включая буллинг. Проведено исследование с целью оценить взаимосвязь стратегий аккультурации школьников из этнических меньшинств и аккультурационных ожиданий российских школьников с их ролями в ситуации школьного буллинга. В социально-психологическом опросе приняли участие 429 школьников: 200 русских в возрасте от 14 до 18 лет (M возраст = 16,18, SD возраст = 1,43) и 229 представителей этнических меньшинств в возрасте от 13 до 18 лет (M возраст = 15,67, SD возраст = 1,65). Использованы шкалы из MIRIPS и Revised Olweus Bully Victim Questionnaire (русская версия). Между русскими школьниками и представителями этнических меньшинств обнаружены значимые различия в уровне виктимизации. Выявлена положительная взаимосвязь аккультурационных ожиданий сегрегации с виктимизацией (β=0,24, p-value <0,01) и агрессией (β=0,18, p-value <0,01) у русских школьников. У представителей этнических меньшинств аккультурационная стратегия сепарации положительно взаимосвязана с виктимизацией (β=0,40, p-value <0,01), стратегия ассимиляции положительно (β=0,07, p-value <0,01), а стратегия интеграции отрицательно (β=-0,05, p-value <0,05) взаимосвязаны с агрессией. Полученные данные обсуждаются с точки зрения социокультурного подхода к исследованию буллинга.} }